Обычная картинка: прямо на привокзальных площадях галичанских городов стоит микроавтобус с плакатом «Работа в Польше». Зовут на уборку спаржи, клубники и канадской черники, выращивание шампиньонов, на стройки и мясокомбинаты.
Заработок — в зависимости от выработки. Спать или в вагончиках прямо у поля, или — если сильно повезет и хозяин добрый окажется — в общежитии в комнатке на 4 — 6 человек.
— А что, — рассуждает моя сельская хозяйка, — у нас многие ездят. Вот соседи, муж с женой, в прошлом году на клубнику на два месяца съездили, так аж две тысячи евро привезли! Ремонт в доме начали, одежонку купили. В этом году опять собираются…
— Нет, я в Польшу ни за что! — возражает сын, который с испанским виноградорско-гипсокартонным опытом. — У меня знакомый в Польшу заробитчан возит, а он же шутник, так смеется: выходит жинка утром в борозду, становится буквой «зю» и так до ночи не разгибается. А потом приходят двое мужиков, берут ее за руки за ноги и выносят на дорогу, а там третий ее уже через колено выпрямляет…
Такая вот Западная Герман…, ой, звиняйте, пока еще Украина.
«Вот такие мы тут бандеровцы!»
В сельском доме знакомой московской украинки, давно покинувшей родину, собирается родня. Горилка-казенка, пиво, кислое домашнее вино… Я не пью, а только слушаю. С каждой новой рюмкой градус патриотизма повышается. Фраза «Вот такие мы тут бандеровцы!» из типа смешной присказки становится напоминанием приезжему москалю, что тут ему не там, отож!
К вечеру, когда на огонек и стакан заглядывает кум — он приехал на недельку на побывку «спод Луганська», — наступает местная АТО*, где ворогом выступаю уже не я, а сын хозяйки, служивший срочную в танковых войсках, но прятавшийся от мобилизации.
— Да пока я страну захищаю от сепаров, ты гроши куешь! — идет в атаку на родственника со стаканом, как с гранатой РГД-5, боец-отпускник.
— Куме, да ты же сам мне говорил, что записался в добровольцы, потому что там тебе обещали четыре тысячи гривен в месяц, а здесь тебе платили только полторы, да и той работы нема! — отбивается танкист-заробитчанин.
Начинаются громкие, с размахиванием руками подсчеты. Четыре тысячи, оказывается, действительно обещали, но пока не дали, хотя доброволец воюет уже девять месяцев. (Кстати, о том, что обещал и что в итоге дал народу Порошенко, в том числе относительно зарплат военным, — на стр. 6.) Счас вот еще обещают половинную оплату за газ и «коммуналку». И землю выделить. Потому и собирается воевать еще три месяца. Чтобы считался ровно год в АТО.
Веселье необыкновенное. Гоголевское. Просто вечера на хуторе близ западенской Диканьки. Родня идет друг на друга врукопашную…
На следующее утро кумовья со свежими фингалами как ни в чем не бывало пьют крепкий чай, собираются на шашлыки и рассуждают о том, пора уже томатную рассаду высаживать или еще недельку погодить, а то пока по ночам земно (то есть морозно). При моем виде глаза в сторону отводят. Неловко им за свой вчерашний патриотизьм. И тут пришедший с вахты зять-пожарный приносит бутыль домашнего самогона. Чтобы с кацапом совсем трохи. АТО начинается снова…
Не хата, а какой-то плацкартный вагон с дембелями!
«Россиянська мова дюже погана…»
На носатом междугородном «Мерседесе», битом-перебитом и как-то по-особому изощренно измятом, еду в духовный центр украинства город Тернополь, которым меня месяц назад пугали харьковские милиционеры. Мол, вот уж где москалей не любят… Ну что ж, надо и на это посмотреть.
Трясемся по вконец убитой дороге. Как будто дело происходит под Берлином в 1945-м и ее только что обработал полк штурмовиков Ил-2, а дорожная служба боится носы из щелей высунуть. Едем через бывшие польские городки Бурштын, Рогатин, Бережаны. С католическим костелом на центральной площади и греко-католической церковью чуть поодаль. Ну или наоборот.
От бывшей Речи Посполитой и Австро-Венгрии местным населенным пунктам достались замки шляхтичей, культовые здания и симпатичные, хотя и облупленные особнячки в стиле позднего классицизма. От 50 лет радянськой** Украины — типовые сталинские горрайисполкомы и райкомы партии, тоже типовые поликлиники, гостиницы, кинотеатры и клубы, школы и детские сады да еще пятиэтажные хрущевки, которые торчат сейчас неухоженные, с черными потеками на боках, как кариесные зубы. От 23 годов незалежной неньки не осталось ничего. Кроме разбитых дорог, запустения и разрухи, в том числе в головах.
Зато в каждой деревне над сельсоветом непременно два флага — государственный и «Правого сектора» (напомню, в России эта экстремистская организация запрещена). И еще — памятник Степану Бандере на улице его же имени.
Над торпедой автобуса гордо реют точно такие же жовтно-блакитный и черно-красный флажки. Водила, не отрываясь от руля, разговаривает с напарником, который расположился на соседнем кресле:
— Россиянська мова дюже погана. Гавкають, як собаки!!!
Дальше следуют рассуждения, что русские вовсе и не славяне.
Напарник согласно поддакивает:
— Варяги. Ну, кочевники…
Что тут скажешь, лингвистические и этнографические познания проникли в самую гущу населения неньки, овладев умами малограмотных масс. Це и есть революция гидности, то есть достоинства.
При том из автомагнитолы в салон льется песня кацапской рок-группы «Високосный год» с явно сепаратистскими призывами «Москва, Москва, забери меня домой!», но этот явный диссонанс, похоже, никого не смущает.
Кто же в Рогатине не знает Паниковского!
Останавливаемся по пути на автостанциях, где орудуют профессиональные попрошайки, каждый своей специализации. Заходят в салон автобуса по очереди и собирают «на АТО», «операцию больным детям», причем сразу всем, «дяденька, хочу исьты. Дайте на хлибо, дайте!», а еще на строительство неведомого храма неведомой религии или просто юродствуют с помятой бумажкой в грязных ладонях, сильно хромая и мыча, что совсем не мешает на обратном пути бодро бежать к выходу, освобождая рабочее пространство следующему коллеге-калеке.
Сердобольные пассажиры наивно подают, крестятся и косятся в мою сторону, осуждая жадность: «Це не москаль ли?»
Вот он, типичный образ современной неньки. Немытая, мнительная, подозревающая всех и вся и при том жуликоватая попрошайка, дурящая в первую очередь своих же граждан.
Источник